Видеосюжеты о Липецкой области

Видеосюжеты о культуре Липецкой области

Романовская игрушка

Романовская игрушка возникла в городе Романове Липецкого уезда Воронежской губернии, а ранее, Тамбовской (теперь посёлок Ленино Липецкой области) в начале династии Романовых (XVI- н. XVIIвв.)

Местность, богатая различными видами глины, не могла не производить гончарные изделия. В связи с этим в городе и его окрестностях процветал гончарный промысел, который в свою очередь подразделялся на изготовление глиняной посуды и игрушки.

Подробнее...

Фестиваль Антоновские яблоки, Елец

Туристский событийный фестиваль "Антоновские яблоки" проводится в Ельце. Своим названием он обязан одноименному рассказу Ивана Бунина. Да и сам фестиваль тесно связан с жизнью и творчеством Бунина - организаторы мероприятия пытаются максимально воссоздать колорит тех времен, когда в Ельце проживал будущий лауреат Нобелевской премии, ту атмосферу, в которой формировались все основные темы его будущего творчества. В этот день на городских улицах можно увидеть кавалеров и барышень, одетых точь-в-точь как современники писателя, конные упряжи вместо автомобилей, а многочисленные гости фестиваля могут своими руками сплести кружево или расписать народную игрушку в Городе мастеров. Здесь же можно встретить и главного персонажа костюмированного праздника - Ивана Бунина, роль которого исполняют студенты Елецкого госуниверситета.

По традиции, гуляния разворачиваются в старинной части города: "Торговая улица" и "Дворянский сад". На "Торговой улице" (центральную городскую площадь Ленина и прилегающую к ней улицу Мира ельчане до сих пор называется Торговой) располагается "Яблочный базар". За главным атрибутом праздника - антоновкой - выстраивались очереди. Торговать яблоками и саженцами в Елец специально в дни фестиваля приезжают сельхозпредприятия со всей области. Здесь же располагаются и "обжорные ряды" - с калачами и самоварами. Особенностью импровизированных уличных кафе стали блюда русской кухни, приготовленные из яблок. На площадке рядом проходит конкурс-дефиле народного и современного костюма "Из бабушкиного сундучка". Это уникальный фестиваль, где воедино было бы собрано столько брендов - кружева, елецкая матаня, творчество великого писателя Ивана Бунина, неповторимая архитектура города.

Подробнее...

Фестиваль "Русская Закваска", г. Елец Липецкая область

"Русская закваска" - праздник народного мастерства и народной удали. Без закваски нет на Руси ни хлеба, ни кваса, ни пива. Без особого строя души, как в народе говорят, - "закваски", невозможно представить себе русского человека. Историко-культурный праздник "Русская закваска" основан на традициях национальной хозяйственной жизни: хлеба, кваса, пива и всего, что можно квасить. Широкая русская душа "разворачивается" на концертных площадках города, в конкурсах и в "Богатырской слободе".

Издревле границу с Диким полем защищали русские богатыри. Не перевелись они на земле нашей. В "Богатырской слободе" Вас ждут богатыри - древние и современные. Миф о том, что русской национальной кухни нет, всего лишь - миф! В "Обжорных рядах" Вас угостят калачами, пирогами, кулебяками, блинами, квасом, пивом и всем, что можно увидеть на столе в хлебосольном русском доме. Гостей приглашают трактиры, закусочные, "забегаловки".

Подробнее...

Елецкое кружево - это особый вид русского кружевного плетения на коклюшках

Елецкое кружево - это особый вид русского кружевного плетения на коклюшках. История этого вида плетения берет свое начало в г. Елец Липецкой области. Елецкое кружево отличается мягким контрастом плетения тонкого изящного узора на ажурном фоне.

В конце XVIII века в России начинают осваивать искусство плетения кружева. В Ельце и окрестностях в начале прошлого столетия уже были известны несколько сотен мастеров кружевоплетения, работавших по европейским эскизам. В дальнейшем елецкие мастера выработали свой уникальный рисунок кружева, который отличает елецкие кружева и сейчас.

Подробнее...

Волченские песчаные узоры - традиции Липецкого края на праздник Троицы

В добровском селе Волчье есть замечательный обычай — на Троицу выстилать перед своими домами красочные узоры из разноцветного песка. В этом обычае, который является сочетанием православных и языческих верований и которому несколько сотен лет, сочетается и тема религии, и тема памяти.

К числу обязательных узоров относится «лесенка» из цветного песка, что символизирует связь поколений, ныне живущих и ушедших. Также к числу обязательных относится и «дорожка» — узоры от входа одного дома к другому, что символизирует мирные отношение между людьми в целом и соседями, в частности. Нанесение узоров на Троицу обещает процветание на год, плодородие и счастье на год, чему способствуют применяемые солярные символы. такой уникальный этнографический обычай во многом сохранился из-за того, что добраться в села Добровского района было относительно тяжело. Но самобытная культура сохранилась прежде всего, благодаря чуткому и бережному отношению к памяти поколений.

Подробнее...

Романовская игрушка Липецкой области

Из цикла фильмов об объектах нематериального культурного наследия Липецкой области федерального значения. Фильм создан по заказу Липецкого областного Центра культуры и народного творчества при поддержке Государственного Российского Дома народного творчества в рамках Федеральной целевой программы "Культура России 2012-2018 гг.".

Подробнее...

Свадебный обряд села Вешаловка Липецкой области

Свадебный обряд с. Вешаловка представляет обрядовую традицию Верхнедонского этнографического ареала, для которого характерна развитая музыкальная драматургия. .

Свадьбу в с. Вешаловке играли в определенные дни: 4 ноября (Казанская), 27 ноября (под заговенье), 19 января (Крещение) и на Красную горку. Свадебный пир после венчания справлялся в доме невесты, корильные песни отсутствовали. Основными этапами свадебного обряда являются сватовство, двороглядье (первый этап), запой, двороглядье (второй этап), от запоя до свадьбы, первый день свадьбы, своды, второй день свадьбы, позывки. Специфическими обрядовыми действиями свадьбы в с. Вешаловке являются мытье приступок перед сватовством, обычай «сводов» жениха и невесты с последующим совместным отъездом к венцу, обычай прохождения молодых между двумя половинками обрядового хлеба, повивание невесты на второй день свадьбы. В конце 90-х годов ХХ века обряд был частично восстановлен фольклорным ансамблем «Воскресение» Липецкого областного центра культуры и народного творчества посредством изучения этноматериала от местных жителей села Вешаловка и окрестных деревень, «вживания» в традицию исполнительского мастерства.

Подробнее...

Фильм к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, Становлянский район Липецкая область

Д.Кропотово - усадьба предков М.Ю.Лермонтова. В 1791 году Петр Юрьевич, дед великого поэта, купил деревушку Кропотово, которая находится в нескольких километрах от станции Бабарыкино Становлянского района. Юрий Петрович, отец поэта, после отставки от военной службы вернулся в Кропотово и жил здесь вместе со своими сестрами. Михаил Юрьевич Лермонтов 13-летним мальчиком гостил здесь летом 1827 года. Это был его первый приезд в имение. От отца и теток мальчик узнавал прошлое когда-то знаменитого и богатого рода, видел портреты своих предков и матери. На одном из серебристых тополей, росших возле дома, Михаил вырезал свой вензель «М.Ю.Л.», который был виден до 1939 года. Сюда, в Кропотово, Лермонтов приезжал на праздники во время учебы в Московском университетском пансионе. Кропотово навсегда осталось в памяти поэта. Он как-то записал в дневнике: «Моё завещание. Схороните меня под этим сухим деревом и положите камень: и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие».

В 1835 году Лермонтов получил из лейб-гвардии гусарского полка «отпуск по домашним обстоятельствам»- в Кропотово на 6 недель. После смерти отца половина кропотовского имения была завещана М.Ю.Лермонтову. В 3-х километрах севернее имения, на пригорке с. Шипово стоит приходская церковь (постройка18 века); рядом – деревенский погост. Перед алтарной частью церкви был похоронен в 1831 году отец поэта. Здесь же, в семейном склепе, покоятся останки деда - Петра Юрьевича, других его родственников, а также сестры великого математика Чебышева (когда-то за речкой Любашовкой идущая вверх дорога отделяла соседние земли Лермонтовых и Чебышевых). В настоящее время по зарослям кустов сирени, дикой розы можно определить, где стоял барский дом, предположить размещение хозяйственных построек: кухни, ткацкой, каретного двора, конюшни, амбаров, погреба. В заросшем парке прослеживается центральная аллея, когда-то рассаженная вязами и ведущая к речке Любашовке. А вокруг-цветущая красота теперь уже дикой природы…

Подробнее...

Жизнь по народному календарю, Липецкая область село Троицкое

В селе Троицкое в областном центре Романовской игрушки помнят и чтят все основные вехи народного календаря, знакомят с народными обычаями, обрядами, праздниками.

Подробнее...

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Акция «Спроси отца, спроси у деда. Диалог поколений»