19 января отмечают Крещение Господне, христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Евангелие от Иоанна также говорит о крещении Иисуса Христа в водах Иордана и сошествии Святого Духа, но не прямо, а в форме свидетельства Иоанна Крестителя (Ин. 1:29-33).

Во всех исторических церквях этот праздник привязан к дате древнего праздника Богоявления, то есть 6 января. Однако при этом:

в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора — в ближайшее воскресенье после Богоявления).

часть православных церквей, в том числе Русская, придерживающиеся юлианского календаря, празднуют 6 (19) января; для этих церквей этот день в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Другие, включая Константинопольскую, празднует Крещение Господне 6 января по новоюлианскому календарю.

В православии праздник «Крещение Господне» входит в число двунадесятых праздников.

В древневосточных церквях этот день по-прежнему посвящён воспоминанию не только Крещения Иисуса Христа, но и Его Рождения, и составляет единый праздник Богоявления.

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа.

Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (??????? ????? ??? ?????????).

До VI – VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины (640 год) местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега.

Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

С течение времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства.

Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.

В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 января (в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю) и завершает рождественские святки.

Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа, посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе — после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

В католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение — отдельные праздники, из которых первый, празднуемый 6 января, посвящён воспоминанию прихода волхвов. Крещение же празднуется в следующее воскресенье за ним.

В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне по первоначальной древней традиции празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января (в Коптской церкви — 7 января).

В России на Крещение принято освящать воду.

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто - в виде креста) полыньёй или «Иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «Иорданской сени».

По словами протоиерея Георгия Рощина, «купание в полынье - "Иордани" на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на "Иордани" с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».

В Болгарии, Македонии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму. Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого нырять за ним. Выловить крест из воды считается почётным.

Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден», а в Македонии — «Водицы».

по материалам сайта Википедия

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Акция «Спроси отца, спроси у деда. Диалог поколений»