Аналитические обзоры от KOMANDA48.RU
Секвестр нам поможет?
Предварительные расчеты Минфина к формированию федерального бюджета на 2016–2018 годы предусматривают сокращение расходов в следующем году до 12,9%.
На бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева обсуждались возможные варианты секвестра - рассматривались четыре подхода к формированию бюджета на следующую трехлетку.
По трем вариантам в Минфине уже проведены предварительные расчеты.
По одному из вариантов - цели основных направлений деятельности правительства по выходу на бездефицитный бюджет в 2018 году (0,2% ВВП) и позволяют вновь накапливать резервы.
Этот вариант предполагает уже испытанный в 2015 году метод линейного сокращения расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета на трехлетку.
Согласно этому варианту, в 2016 году придется сократить расходы на 864,4 млрд руб.
В последующие два года сокращения продолжатся.
Такой подход позволит правительству сохранить на конец 2016 года чуть более 1 трлн руб. в Резервном фонде и начать его вновь накапливать в 2018 году, полностью отказавшись от финансирования дефицита из этого источника. Расходы бюджета тогда снижаются год от года — с 18,7% в 2016 году до 17,2% в 2017 году и 15,9% в 2018 году.
Другой вариант предполагает продолжить финансировать расходы в конструкции, заложенной в уже сокращенный бюджет 2015–2017 годов, и почти полностью лишиться резервов уже в 2016 году.
Снижение расходов от уровня бюджета 2015 года по этому варианту откладывается на 2018 год — в 2016 году будет сокращено только 58,7 млрд руб., а в 2018 году Минфин рассчитал секвестр в размере 2,2 трлн руб.
В номинальном выражении в 2018 году сокращения могут оказаться в размере 34,2% от уровня 2015 года.
Даже если же правительство пожертвует частью госпрограммы вооружений, избежать секвестра ниже 25,9% не удастся.
Третий вариант сожержит применение бюджетного правила на протяжении всей бюджетной трехлетки.
И уже в 2016 году на финансирование всех расходов резервов нет — их, по расчетам Минфина, потребуется более 3,3 трлн руб., а на начало года в нем останется всего 1,9 трлн.
При этом дефицит растет в следующем году до 4,7% ВВП, а расходы — до 21,4% ВВП.
В 2018 году в Резервном фонде по-прежнему дефицит в 1,2 трлн руб. даже при условии, что его прекращают тратить и он начинает получать первые после кризиса доходы.
Четвертый вариант предусматривает принятие структурных решений, которые позволили бы правительству отойти от действующей модели распределения расходов в зависимости от конъюнктуры.
Расчетов в общей бюджетной конструкции Минфин по этому варианту не делал, так как речь прежде всего идет об оптимизации социальных расходов.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что расходы федерального бюджета в 2016 году необходимо сократить на 1-1,5 трлн руб., в 2017 году — на 2 трлн руб.
"В следующем году, по плану, у нас должен быть рост расходов еще на 1 триллион рублей, поэтому нам придется, я думаю, что порядка от 1 до 1,5 триллионов изыскивать дополнительных ресурсов внутри расходной части бюджета", — отметил он.
По его словам, "в 2017 году порядка 2 трлн нам нужно будет сокращать расходов по сравнению с тем плановым уровнем, который утвержден в бюджете 2015-2017 годов".
|